Главная | Защита прав потребителя | Дайте определение понятию трудовой спор

Понятие и признаки трудовых споров

Понятие, классификация и виды разбирательства по индивидуальным трудовым спорам Право на трудовые споры закреплено за работниками ч. Право на индивидуальные трудовые споры выступает важнейшей гарантией соблюдения трудовых прав работников. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров регулируется главой 60 ТК РФ. Индивидуальным трудовым спором ИТС признается также спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Органами по рассмотрение индивидуальных трудовых споров в настоящее время являются: Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется ТК РФ и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел в судах, кроме того, определяется правилами Гражданского процессуального кодекса РФ ГПК РФ. Разрешение индивидуальных трудовых споров путем переговоров с работодателем Любой трудовой спор может разрешиться путём переговоров работника с работодателем.

Удивительно, но факт! Исходя из приведенного определения, можно провести классификацию видов индивидуальных трудовых споров по различным основаниям.

Для того чтобы закрепить результаты переговоров работника с работодателем документально , работнику необходимо изложить свои требования в адрес работодателя в письменной форме в двух экземплярах и вручить их ему под расписку. Такие документы, как правило, должны вручаться лицу, ответственному за регистрацию входящей и исходящей корреспонденции работнику канцелярии, секретарю и т. При приёме соответствующего заявления на экземпляре заявителя должна быть сделана отметка о приёме его заявления и проставлен регистрационный номер входящей корреспонденции.

Но лучше встретиться с работодателем лично, предварительно записавшись на приём и изложить ему свои требования в устной форме, но при этом, опять же необходимо подготовить письменный вариант своих требований в двух экземплярах и получить отметку на своём экземпляре об их приёме. Разрешение индивидуального трудового спора путём переговоров с работодателем можно считать обязательной процедурой, что вытекает из положения ст.

Иными словами, прежде чем обращаться в комиссию по трудовым спорам или в суд, работник должен принять все меры для разрешения спора путём переговоров с работодателем. При этом такие переговоры работник может вести как самостоятельно, так и с участием представителя. В роли такого представителя интересов работника может выступать профсоюзная организация, а если она отсутствует, то работник вправе привлечь к решению своих проблем представителей Федеральной инспекции труда или прокуратуры обратиться в эти органы работник вправе и одновременно.

Обращение в Федеральную инспекцию труда или в прокуратуру будет являться привлечением данных органов для участия в переговорном процессе между работодателем и работником по существу индивидуального трудового спора. Эти органы будут уже осуществлять императивное воздействие на работодателя с целью устранить фактически имеющийся перевес позиции работодателя и уравнять возможности сторон в переговорном процессе.

Удивительно, но факт! В связи с чем данная классификация заявлений о защите трудовых прав применима и к другим видам судебного производства.

Участие органов Федеральной инспекции труда и прокуратуры в разрешении индивидуальных трудовых споров , не является основанием для прерывания сроков исковой давности, установленных ст. Таким образом, проведение переговоров между работником и работодателем в случае возникновения индивидуального трудового спора является необходимым условием перед обращением работника в комиссию по трудовым спорам. Для обращения же работника в суд по поводу рассмотрения индивидуального трудового спора обязательное наличие факта проведения переговоров между работником и работодателем в не требуется.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам Комиссия по трудовым спорам КТС представляет собой внесудебный орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров , действующий в организации. Право работников на рассмотрение их индивидуальных трудовых споров в КТС закреплено в ст. При этом распределение компетенции между КТС и судом таково, что защитой прав работника в трудовых отношениях занимается в первую очередь КТС.

На суд возложена лишь задача защиты самого права по трудовому договору и рассмотрение других трудовых споров после или вместо КТС или когда КТС отсутствует. При этом само формирование КТС должно осуществляться на паритетных началах из равного числа представителей обеих сторон. Число членов КТС также определяется совместным решением работодателя и представителя работников. Назначение представителей работников в состав КТС осуществляется путем их избрания на общем собрании конференции трудового коллектива организации или путем их делегирования профсоюзными организациями или иными представительными органами работников с последующим утверждением на общем собрании конференции трудового коллектива.

Представители работодателя назначаются в состав КТС приказом руководителя организации. По решению общего собрания работников КТС могут образовываться в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и КТС организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры только в пределах полномочий этих подразделений.

Например, трудовой спор, связанный с переводом работника из одного структурного подразделения в другое, будет рассматриваться в КТС организации, так как данный вопрос входит в полномочия организации, а не структурного подразделения. На первом заседании КТС избирается председатель и секретарь комиссии , на которых возлагается подготовка и созыв последующих заседаний. На заседаниях КТС ведется протокол.

Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии делопроизводство, хранение дел, выдача копий решений и выписок из протокола заседания осуществляется работодателем. Для этого нередко приказом работодателя в состав комиссии специально назначается постоянный работник, который ведет регистрацию поступающих заявлений, оповещает о времени заседания КТС и т. В иных случаях ведение документации не только во время заседания КТС возлагается на ее секретаря.

Предварительное рассмотрение спора в КТС не является обязательным условием, без соблюдения которого работник не может обратиться в судебные органы. За защитой своих прав работник может обратиться в суд, и минуя комиссию. На рассмотрение КТС индивидуальный трудовой спор поступает тогда, когда работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

КТС в данном случае призвано выступить арбитром между спорящими сторонами. Как орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров , КТС, разрешает все споры о труде, за исключением тех, для которых законом не установлены иные формы рассмотрения. Так КТС рассматривает споры о переводах на другую работу и об изменении иных условий трудового договора, об использовании полагающегося работнику отдыха, о наложении дисциплинарных взысканий, об оплате труда и другие, связанные с применением к данному работнику норм и правил, установленных законодательством, соглашениями, коллективным договором, положением об оплате труда, иными актами, принятыми в организации , а также иные споры, связанные с соблюдением условий трудового договора.

В тоже время не могут рассматриваться в КТС споры по вопросам установления норм труда, норм обслуживания, должностных окладов и тарифных ставок, изменения штатов, присвоения тарифных разрядов и т. Неподведомственны КТС и некоторые другие споры, разрешение которых напрямую отнесено законом к компетенции суда или иных органов. В случае рассмотрения КТС неподведомственного ей спора, разрешаемого или непосредственно судом, или вышестоящим органом, ее решение будет признано незаконным.

Для рассмотрения индивидуального трудового спора в КТС может обращаться работник. Работодателю такого права закон не предоставляет.

Хилвар дайте определение понятию трудовой спор Поглядим еще

При этом пропуск работником трехмесячного срока, предусмотренного ст. КТС в этом случае устанавливает причины пропуска работником срока давности. Придя к выводу о том, что срок давности пропущен работником по уважительной причине, КТС восстанавливает его и разрешает спор по существу; если же причина пропуска работником срока давности была неуважительной, КТС отказывает работнику в удовлетворении его требований, но не в рассмотрении поступившего заявления. В любом случае, заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации в специальном журнале, в котором фиксируются следующие данные: В пределах указанного десятидневного срока КТС может заседать по данному спору не один раз , прерываясь для выяснения дополнительных вопросов, доказательств и т.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. В их отсутствие рассмотрение спора допускается лишь по письменному заявлению работника. В случае неявки работника или его представителя и отсутствии заявления работника о рассмотрении спора в его отсутствие, рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника либо его представителя без уважительных причин КТС может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает, однако, работника права в пределах срока установленного ст.

Если на заседание КТС не явился представитель работодателя, заседание из-за этого не откладывается, и трудовой спор может быть рассмотрен. Для участия в заседании по рассмотрению индивидуального трудового спора КТС вправе вызывать свидетелей, а также приглашать специалистов. К сожалению, закон не решает вопросов, связанных с необходимостью освобождения работников от работы в связи с их вызовом в КТС. Видимо, этот вопрос следует решать по аналогии с вызовом свидетелей и специалистов в суд. По требованию КТС руководитель организации обязан в установленный срок представить необходимые для рассмотрения спора документы сведения о заработной плате работника, графики его работы и др.

Например, всего 10 членов КТС, по пять от каждой стороны. На заседание КТС явились четыре представителя от работников и три представителя работодателя. В таком случае один из явившихся представителей от работников в данном заседании КТС не участвует, хотя присутствовать на заседании он может. Возможность отвода членов КТС трудовым законодательством напрямую не предусмотрена, хотя по аналогии с гражданско-процессуальным законодательством, ни одна из сторон трудового спора не может быть лишена права заявить отвод конкретному члену комиссии, заинтересованному, по ее мнению , в принятии того или иного решения.

Что же касается отвода всего состава КТС, то это вряд ли целесообразно, поскольку в этом случае проще передать рассмотрение спора по существу в судебные органы. На заседании КТС ведется протокол, который подписывается председателем комиссии, либо его заместителем и заверяется печатью КТС. Закон не предусматривает специальной формы такого протокола. Она может быть произвольна. Копия протокола заседания КТС обычно вывешивается для всеобщего ознакомления работников.

В решении КТС должны быть указаны: Решение по трудовому спору должно быть мотивированным и основываться на законодательстве, коллективном соглашении, коллективном договоре, иных нормативных правовых актах, трудовом договоре , а также фактических обстоятельствах дела.

Резолютивная часть решения должна быть сформулирована в обязывающей форме: В решении по денежным требованиям должна быть указана точная сумма, причитающаяся работнику. При этом если при подсчете комиссией денежной суммы была допущена ошибка, в результате чего трудовой спор остался неразрешенным, КТС вправе повторно вернуться к рассмотренному трудовому спору для уточнения суммы, подлежащей взысканию.

Надлежаще заверенные копии решения КТС вручаются работнику и руководителю организации в течение трех дней со дня принятия решения ст. Решение КТС может быть обжаловано сторонами трудового спора в суд в десятидневный срок со дня получения ими указанных копий. Там, где есть мировой судья, обжалование решения КТС адресуется этому судье. Решение КТС подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

Например, решение КТС было принято 3 декабря, 13 декабря истек установленный законодательством срок для его обжалования, и до 17 декабря решение должно быть исполнено сторонами. Если в установленный срок решение КТС не обжаловано в суд и не исполнено работодателем, то КТС по просьбе работника выдает ему удостоверение, являющееся исполнительным документом, с которым он в трехмесячный срок со дня его получения может обратиться к судебному приставу-исполнителю для исполнения решения КТС в принудительном порядке.

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Срок, в течение которого работник вправе обратиться в КТС за выдачей удостоверения на принудительное исполнение решения КТС, составляет один месяц со дня принятия комиссией соответствующего решения ч. В случае пропуска работником по уважительным причинам срока обращения за выдачей удостоверения, КТС вправе восстановить пропущенный работником срок. Кроме того, если работник пропустил по уважительным причинам установленный законом трехмесячный срок для обращения к судебному приставу-исполнителю за исполнением решения КТС, то комиссия, выдавшая удостоверение, может также восстановить этот срок.

Решение о выдаче работнику удостоверения рассматривается на заседании КТС. Выданное работнику удостоверение заверяется подписью председателя КТС или его заместителя и печатью комиссии. При отсутствии у КТС своей печати удостоверение может быть заверено печатью организации. Удостоверение, однако, не выдается, если работник или работодатель обратились в установленный десятидневный со дня вручения им копии решения срок с заявлением о разрешении трудового спора в районный городской суд.

При потере удостоверения работнику по его заявлению выдается дубликат. Вопрос о выдаче дубликата удостоверения рассматривается на заседании КТС в присутствии работника и представителя работодателя. В удостоверении, выданном КТС, должно быть указано: Порядок обжалованиея решения комиссии по трудовым спорам определен ст.

Контрольные вопросы

Как уже упоминалось выше, решение КТС может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения им копии решения. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть ИТС по существу.

Если в установленный срок жалоба не подана, то решение КТС подлежит исполнению в течение трех дней , по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование решения. При этом право сторон на обращение в суд с жалобой на решение КТС не ограничивается какими-либо условиями. По любому основанию, как работник, так и работодатель вправе оспаривать в суде решение КТС.

Действующий Трудовой кодекс РФ сохранил также норму ст.


Читайте также:

  • Наследство в гражданском праве
  • Классификация трудовых споров в рф
  • Бесплатные консультации юристов самара
  • Не было прав никогда лишение