Главная | Защита прав потребителя | Дисквалификация это административное наказание или дисциплинарное взыскание

Дисквалификация как вид административного наказания

Дисквалификация как мера административного наказания Среди административных наказаний, установленных КоАП РФ и применяемых за нарушение трудовых прав граждан к должностным лицам организаций, особо выделяется дисквалификация , которая в числе прочих мер административной ответственности появилась "совершенно неожиданно" с принятием КоАП РФ.

Правовое содержание дисквалификации как вида административного наказания было заимствовано, хотя и в несколько усеченном варианте, из УК РФ , определяющего такой вид наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью ст. Поэтому изначально установим общий правовой характер дисквалификации как самостоятельного вида административного наказания.

Термин "дисквалификация" происходит от латинского слова "qualificatio" qualis - какой по качеству; facere - делать ; в переводе на русский язык применительно к трудовому праву отличают квалификацию работы и квалификацию отдельных работников. Квалификация работы представляет собой характеристику определенного вида работы, устанавливаемую по степени ее сложности, ценности и ответственности.

дисквалификация это административное наказание или дисциплинарное взыскание будут ждать

Под квалификацией работника понимается степень и вид профессиональной обученности, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им определенной работы см.: Современный словарь иностранных слов. В трактовке дисквалификации КоАП РФ как "своеобразном аналоге" лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью УК РФ сходятся многие ученые-административисты см.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Понятие "дисквалификация" впервые было введено ранее действовавшим Федеральным законом от 8 января г.

Еще по теме § 8. Дисквалификация как мера административного наказания:

N 6-ФЗ "О несостоятельности банкротстве ". Вместе с тем из истории развития административно-деликтного законодательства мы можем увидеть "зачатки" дисквалификации в актах социалистического законодательства, когда признаки данного наказания так или иначе проявлялись в других мерах ответственности. Еще в г. Декретом СНК РСФСР предусматривалось полномочие дисциплинарных товарищеских судов налагать такое наказание, как запрещение занимать выборные и ответственные должности на соответствующем предприятии или учреждении на срок до шести месяцев.

В дальнейшем законодатель сохранял данный вид наказания, в каких-то случаях частично модифицируя его, но в целом по своей содержательной характеристике оно оставалось без существенных изменений, т. Причем для целей размежевания рассматриваемой нами меры с существовавшим наряду с ней таким уголовным наказанием, как "увольнение от должности с запрещением занятия той или другой должности или без этого" , законодатель, по сути, сделал недвусмысленное указание на допустимость административного лишения права занимать ответственные должности или запрещения работать в той или иной местности и, следовательно, легализовал, как мы бы сейчас определили, институт административной дисквалификации.

Дальнейшее законодательное регулирование данной меры позволяет рассматривать ее как самостоятельный, но не имеющий ярко выраженного карательного характера вид административного принуждения. Указанные ограничения выражались в форме таких наказаний, как лишение права состоять на советской службе в течение шести месяцев см.

Удивительно, но факт! Административная ответчтвенность наступает за нарушения законов и иных нормативных правовых актов. Работник обязательно должен быть ознакомлен с дисциплинарным взысканием под роспись.

КоАП РФ определяет дисквалификацию как лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров наблюдательный совет , осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ ч. Административно-деликтный закон предусматривает также субъектную направленность данного вида административного наказания.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно- хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим ч. Формальную характеристику этого наказания дополняют к тому же его юрисдикционный и количественный критерии: По существу, речь в ст.

Дисквалификация может быть применена в том случае, если она предусмотрена в санкциях соответствующих статей КоАП РФ. В целом закон определяет 21 состав административных правонарушений, санкциями которых установлена данная мера административной ответственности. При этом известная суровость такой меры еще не приводит к четкому суждению о том, при каких конкретно обстоятельствах, характеризуемых как частный случай административно-противоправного проявления, применение дисквалификации представляется уместным.

Однако как излишняя осторожность судов в применении такого административного наказания, так и учет лишь фактических оснований его назначения не могут оправдать цели законодательного установления такой меры административной ответственности. Очевидно, что одного фактического основания еще не достаточно для применения указанной меры, на что обращается внимание уже и в разъяснениях ряда судов субъектов РФ. Отсюда, учитывая формальную новизну дисквалификации как самостоятельного вида административного наказания, было бы целесообразным провести ее анализ прежде всего с точки зрения адекватности правоограничительного режима дисквалификации конституционным условиям ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Обзор судебной практики Верховного суда Чувашской Республики от 4 марта г. Первое условие вполне аргументированное. Необходимость правовой регламентации конституционных ограничений в виде федерального закона обусловливается тем, что регулирование прав и свобод человека и гражданина отнесено Конституцией РФ к ведению Российской Федерации п.

Принимая во внимание вышесказанное, заметим, что дисквалификация применяется только в качестве основного административного наказания и устанавливается только КоАП РФ федеральным кодифицированным законом, содержащим правовые нормы, нарушение которых приводит к наступлению административной ответственности , т. Таким образом, законодатель, учитывая специфику и особенности применения дисквалификации как "федерального наказания", вводит для субъектов РФ ряд ограничений, установленных на случай принятия ими административно-деликтных законов.

Исходя из логики применения дисквалификации не может быть такого, чтобы физическое лицо, дисквалифицированное судьей на территории одного субъекта РФ, занимало аналогичную должность в органе управления организации другого субъекта РФ. В итоге получается правовая ситуация, когда юридические последствия применения дисквалификации судьей районного суда распространяются на всю территорию РФ. Другие конституционно допустимые условия правоограничения дают определенный правовой ориентир законодателю.

При назначении наказания необходимо соблюсти соразмерность ограничения права или свободы и применяемой санкции, чтобы не допустить тем самым произвола органов власти и должностных лиц. Сущность рассматриваемого наказания как меры административной ответственности определяется и целями его применения. Оно применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем частная превенция , так и другими лицами общая превенция.

С точки зрения же конституционно значимых целей дисквалификация применяется для защиты трудовых прав граждан и правил осуществления предпринимательской деятельности. Дисквалификация носит жесткий превентивный характер: Необходимо отметить также, что сфера применения административного наказания в виде дисквалификации весьма ограничена. Она может быть применена только к физическому лицу, наделенному правомочиями должностного лица, выполняющему организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции юридического лица руководитель юридического лица, его заместители, заведующие хозяйством , к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражному управляющему.

Примечательно, что в число указанных должностных лиц, в отношении которых применяется дисквалификация, не включены такие субъекты административной ответственности, как представители власти: Очевидно, что к данной категории должностных лиц применяются аналогичные меры уголовной и дисциплинарной ответственности например, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, включая запрещение занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления. Рассматриваемый вид административного наказания невозможно воспринимать в том значении, что лицу, совершившему административное правонарушение, запрещено работать в той или иной отрасли хозяйства, здравоохранении, промышленности либо в организации и что тем самым оно лишается возможности реализовать свою трудовую функцию и право на труд в целом.

Он может работать инженером, преподавателем, строителем, продавцом, временно утратив потенциал выполнять организационно- распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица. В частности, дисквалифицированный директор предприятия может занимать неруководящие должности в этой же организации, главный инженер - должность инженера, главный бухгалтер - должность бухгалтера.

Дисквалификация относится к "судебным" административным наказаниям. Это обусловлено тем, что указанное административное наказание существенно затрагивает конституционные права человека, в данном случае речь идет об ограничении прав на труд и на свободное распоряжение своими способностями к труду, а также использовании своих способностей для предпринимательской деятельности. Поэтому правильное применение дисквалификации как вида наказания требует судейской квалификации. Причем данный вид наказания применяется судьей на основе материалов, подготовленных государственной инспекцией труда, и характеризуется лишением права занимать соответствующие должности на определенный период по усмотрению судьи на всей территории РФ независимо от того, в какой организации произошло нарушение трудовых прав работников и на территории какого субъекта РФ было вынесено постановление о назначении такого наказания.

Дисквалификация относится к срочным видам наказания и определяется временным лимитом на срок от шести месяцев до трех лет.

усмехнулся, дисквалификация это административное наказание или дисциплинарное взыскание больше никто

Данная санкция является относительно- определенной, поэтому временные рамки претерпевания правовых лишений устанавливаются по усмотрению судьи с учетом характера правонарушения, личности виновного и иных обстоятельств совершения правонарушения. Указанные сроки исчисляются в месяцах или годах, а день окончания исполнения наказания определяется в постановлении о назначении дисквалификации. Срок лишения физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров наблюдательный совет не может быть сокращен.

За административные правонарушения, влекущие применение дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся - одного года со дня обнаружения. Постановление о дисквалификации за нарушение законодательства о труде и об охране труда и за правонарушения, предусмотренные гл.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей арбитражного суда за правонарушения, предусмотренные гл. Административное наказание в виде дисквалификации исполняется незамедлительно лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом ч. При заключении договора контракта на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор контракт лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица.

Таким образом, дисквалификация является юридически оперативной мерой административной ответственности, влекущей всякое и немедленное властно-обязывающее прекращение формальной и фактической связи дисквалифицированного лица с должностными полномочиями, в том числе обязанностями.

Дисциплинарные взыскания – что это такое?

Дисквалификация является самодостаточной мерой административного принуждения карательного характера, отличной в силу длительности обусловленных ею правоограничений от мер обеспечения юрисдикционного производства по делам об административных, уголовных правонарушениях. По истечении срока дисквалификации полномочия подвергнутого ей лица восстанавливаются в форме возобновления возможности занимать руководящие должности и осуществлять конкретный вид предпринимательской деятельности. Речь идет о восстановлении правомочий лица, которые были временно приостановлены, когда гражданин может свободно использовать и распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию.

Дисквалификацию как меру ответственности должностных лиц следует отграничивать от схожей правовой категории "отстранение от работы" ст. Рассматриваемые категории различаются как по формальным признакам, так и по правовым последствиям применения указанных мер. Отстранение от работы работодателем представляет собой временный акт освобождения работника от выполнения своей трудовой функции до устранения обстоятельств, послуживших основанием для отстранения, при этом, как правило, выплата заработной платы приостанавливается; в то время как сущность дисквалификации должностного лица проявляется посредством применения соответствующего предписания, вынесенного в установленном законом порядке судом, требующего от определенного адресата осуществить указанные в акте действия прекращение трудового договора дисквалифицированного лица на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.

В то же время дисквалификацию необходимо отграничивать и от аналогичного ей уголовного наказания. В отличие от дисквалификации лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется за совершение преступления, может быть как основным на срок от года до пяти лет , так и дополнительным на срок от шести месяцев до трех лет наказанием, влечет за собой судимость и может применяться к государственным служащим и должностным лицам органов местного самоуправления.

Вышеизложенное позволяет сформировать мнение о дисквалификации как правовом последствии правонарушения санкции , которое выступает в форме лишения или ограничения соответствующих прав на определенный срок и осуществляется в особом порядке. Существование же такой меры административной ответственности вызвано необходимостью и целесообразностью использования дисквалификации как санкции, назначаемой за противоправное действие руководящих лиц организации и ведущей к корреляции поведения названных субъектов, а также гарантирующей целостность системы социально-трудовых отношений в современном российском обществе.

Как точно выражается по данному поводу М. Студеникина, "применение такого административного наказания будет служить дополнительным рычагом в руках государства для усиления его влияния на ход экономических процессов". Основные новеллы Кодекса РФ об административных правонарушениях. Но для целей такого усиления дисквалификация как новый вид административного наказания нуждается в отлаженном механизме ее реализации. Такой механизм в целом определяется ст. Вместе с тем не со всеми, даже формальными, критериями может быть согласована дисквалификация.

Учитывая, что природа дисквалификации - широкое поле для доктринального исследования, где немаловажную роль должна сыграть в том числе и судебная практика, продемонстрируем свой тезис лишь на примере рассмотрения вопросов практического применения ч.

Применение дисциплинарного взыскания

В правовой теории и практике общепризнанно считать санкцию как активную отрицательную реакцию государства на противоправное поведение субъекта общественных отношений. Суть такого поведения заключается в нарушении лицом прежде всего обязывающих установок нормативного правового акта. Стало быть, наказание в правовом государстве является имманентным следствием виновного неисполнения лицом своей позитивной обязанности.

Вместе с тем наказание само по себе не освобождает лицо от исполнения той обязанности, за неисполнение которой оно было назначено. Таким же образом дело обстоит при регламентации тех видов юридической ответственности, цели которых носят в том числе превентивно-воспитательный характер в частности, административной. Например, КоАП РФ недвусмысленно определяет, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено ч.

Данная норма четко ориентирует правоприменителя и правонарушителя прежде всего на то, что реализованное административное наказание не реабилитирует правонарушителя перед лицом тех негативных последствий, которые имели место в связи с его противоправным поведением. Надлежит предположить здесь также, что административное наказание, являющееся само по себе карательным инструментом государственного принуждения, не ставит перед собой цель восстановления должного правового уклада общественных отношений.

Она достигается, в частности, посредством придания административному наказанию превентивного воспитательного исправительного характера, зиждущегося вместе с тем на дискреции лица, его претерпевшего. Причем такое усмотрение по всем объективным параметрам идеальным представлениям должно совпасть с социальными ожиданиями, возлагаемыми в гражданском обществе и правовом государстве на административное наказание. Это разрешает в принципе рассматривать административную ответственность в позитивном правоотношении как опосредованное административным принуждением исполнение обязанности.

Иными словами, поскольку речь идет о положении лица, к которому применяется административная ответственность, ее можно определить как состояние принуждения к последующему исполнению нарушенной им же обязанности. Таким образом, смысл ч. Например, если за неисполнение беженцем при перемене места пребывания или места жительства обязанности сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, к которому он прикреплен ст.

Однако не со всеми административными наказаниями дело обстоит и должно обстоять подобным образом. В то же время при всей указанной выше позитивной определенности дисквалификации как вида административного наказания в правоприменительной деятельности обозначился ее разрыв от практической целесообразности. Суды довольно редко применяют дисквалификацию ввиду отсутствия в отличие от уголовно-правовой и процессуальной обеспеченности назначения аналогичного наказания должного процессуально определенного механизма ее исполнения.

По сводным статистическим данным работы судов, доля лиц, подвергнутых дисквалификации, составила: Однако по мере "привыкания" правоприменителя к данной мере административной ответственности представляется, что число случаев применения дисквалификации будет постепенно расти.


Читайте также:

  • Образец искового заявления в суд о признании права собственности на землю
  • Нужны документы возврата прав после лишения
  • Налоговые вычеты ипотеки супругами
  • Ну как вернуть права