Главная | Жилищные вопросы | Профилактика краж на транспорте

Глава IV. Предупреждение угонов и краж по материалам предварительного следствия

Они имеют дело с событиями, которые уже произошли, т. Однако это вовсе не означает, что коэффициент полезного действия КПД профилактических мероприятий, которые могут и по действующему законодательству обязаны осуществлять сотрудники следственных аппаратов и подразделений дознания, ничтожен и им можно пренебречь. То, что они вступают в предупредительную работу, не ущемляет и не снижает ее важности и вовсе не ограничивается индивидуальной профилактикой, воздействие которой ограничено лицами, виновными в совершении отдельно взятого преступления, и не выходит за рамки конкретной кражи или конкретного угона.

И цель, и реальные результаты такой деятельности значительно шире, а положительный эффект универсальнее и глубже. В правовой науке, прежде всего — в криминологии, накоплен значительный опыт по теоретической разработке системы профилактических мероприятий, а в практической деятельности — по их проведению и обеспечению максимально эффективного предупредительного воздействия. Профилактические мероприятия анализируются в зависимости от характера принимаемых мер экономические, правовые, технические, организационные и др.

Определяются требования, которым должны удовлетворять профилактические мероприятия обоснованность, реальность, эффективность и т. Строятся они, как правило, на основе изучения причин и условий, которые привели к преступлению и способствовали его совершению, отрицательных свойств и особенностей личности правонарушителя, форм и методов воздействия на явления материального и идеального свойства, сопровождавшими преступное деяние,и т. Нельзя не обратить внимания на то обстоятельство, что до последнего времени особое внимание уделялось мероприятиям идейно-воспитательного характера, агитационно-пропагандистской деятельности.

Ее значение явно преувеличивалось, наблюдался своего рода идеалистический подход к проблеме борьбы с отдельными видами преступлений и с преступностью в целом. Возлагались неоправданно высокие надежды на слово, так называемый субъективный фактор в отрыве от реальных условий жизни общества и объективных факторов, формировавших преступников и преступную среду на микро- и макроуровнях. Разумеется, для умышленных преступлений, особенно корыстной направленности, характерно формирование у потенциального преступника психологической установки на совершение общественно опасного деяния.

Возможность ее зарождения, укрепления в сознании и решимость на уголовно наказуемое деяние зависят от психологических свойств личности, уровня ее правосознания, гражданственности, нравственно-правового воспитания. Но это вовсе не означает, что сами дефиниции формируются без воздействия окружающего мира, социально-экономического, материального положения личности в обществе. И в этом отношении кражи и угоны транспортных средств представляют собой убедительное подтверждение зависимости психологии преступника от реальных условий его жизни, окружающей действительности, которые складываются и формируются помимо его воли и оказывают на личность определяющее воздействие.

По большому счету преступники являются заложниками социально-экономической системы, условий жизни, материального благополучия и нравственного состояния общества. Подтверждением служат и приведенные ранее сведения о динамике и масштабах краж и угонов транспортных средств в последние годы. А потому основное внимание нами будет уделено мероприятиям, находящимся в пределах досягаемости правоохранительных органов, а также тех, о которых сотрудникам следствия и дознания необходимо знать и на которые они прямо или косвенно могут воздействовать.

Условно мероприятия по предупреждению краж и угонов транспортных средств можно подразделить на следующие основные виды направления: Прежде чем приступить к их рассмотрению с учетом влияния на их решение предупредительных мер, осуществляемыми по материалам предварительного следствия, сделаем некоторые общие замечания. Не вызывает сомнения тот факт, что решению вопросов, связанных с хранением транспортных средств и затрудняющих их противоправный захват с целью кражи или угона, в нашей стране традиционно уделялось явно недостаточное внимание.

Можно сказать больше — наблюдалось пренебрежительное отношение к их решению, как только речь заходила об определенных материальных затратах. Если говорить о непосредственных объектах, на которые может быть направлена профилактическая деятельность, то ими являются: Сопоставление статистических данных позволяет заключить, что вероятность угона кражи с закрытых мест в среднем не менее, чем в 10 раз ниже.

Строительству же гаражей, платных стоянок и других, охраняемых либо препятствующих свободному доступу к транспортным средствам объектов, ни в предшествующие годы, ни в настоящее время должного внимания не уделялось. В то же время во всех странах развитого автомобилизма строительство таких мест осуществляется в широких масштабах. Речь идет о гаражах под жилыми домами, многоярусные подземные стоянки в местах скопления транспортных средств центр города, зрелищные учреждения, маркетинги и т. Нельзя забывать и о том, что таким путем одновременно решается проблема организации дорожного движения, удобства владельцев автомобилей, сохранности находящихся в них вещей и т.

Благоприятно решается, таким образом, целый комплекс вопросов и сохранности транспортных средств, и создания условий для пользования ими, и упорядочения дорожного движения, а также обеспечения его безопасности. При всех положительных свойствах хотелось бы предостеречь от переоценки профилактического значения рассматриваемых мероприятий, которые по предложенной нами классификации относятся к числу организационных.

Они создают условия, препятствующие совершению рассматриваемых преступлений, но не устраняют их причин и как бы направляют угонщиков по пути наименьшего сопротивления. И все-таки следственные подразделения и органы дознания должны использовать все возможности для постановки вопросов о расширении строительства гаражей, стоянок и других аналогичных объектов, поддерживать такие начинания. Не лучше обстоит дело и с проблемами оборудования автомобилей техническими средствами и устройствами, препятствующими проникновению в них, запуску двигателя, беспрепятственному уезду.

Находящие все более широкое применение противоугонные средства включая импортные блокируют замки дверей, багажника, а также капот двигателя, и включают звуковую и световую сигнализацию, либо представляют собой различного вида запорные устройства, ограничивающие движение педали сцепления или тормоза, или препятствующие повороту руля и т. Их эффективность довольно высокая, особенно если тревожный сигнал влечет быстрое реагирование владельца.

Но и здесь, как видим, намерения преступников нередко завершаются успехом. И опять речь идет не о предупреждении причин угонов краж и создании условий, препятствующих совершению этих преступлений. Проблема борьбы с участившимися кражами и угонами автомобилей понудила правительства и автомобилестроителей ряда стран развитого автомобилизма принять меры к повышению защищенности транспортных средств от незаконного завладения ими.

Так, министерство транспорта США разработало восемь стандартов на конструкцию автомобилей, намеченных к выпуску начиная с — года. Среди них—оборудование автомобилей противоугонными устройствами непосредственно на заводах, применение сигнальных устройств, сложных замков и др. Своеобразные меры предложены страховыми компаниями и администрацией шерифа штата Огайо.

профилактика краж на транспорте виды

В частности, в программе по борьбе с угонами предусмотрено финансовое вознаграждение в долларов каждому, кто представит информацию об угонщиках. Пропаганда противоугонных средств, в том числе на основании обобщения данных по материалам расследования в регионе городе, районе, области и т. Однако используются эти возможности довольно редко, а во многих регионах не используются вовсе.

В целом инициатива правоохранительных органов в этом деле невелика.

Рубрикатор

Наиболее подробного изложения заслуживают меры, в том числе организационно-служебные, осуществление которых возможно на базе данных криминологического характера, полученных при расследовании краж и угонов транспортных средств и имеющихся в распоряжении органов, проводящих это расследование. Полнота, характер, достоверность и целый ряд других необходимых качеств, которыми должны обладать эти меры, самым непосредственным образом зависят от качества работы следователей и сотрудников дознания, правоохранительных органов в целом.

Оперативность реагирования на угоны и кражи транспортных средств, профессионализм и законность в осуществлении процессуальных действий, уровень культуры в общении с гражданами и многие другие факторы воздействуют на население того или иного региона, включая его криминогенную часть. Имеются в виду вовсе не специальные представления, частные определения и иные официальные формы реагирования, направленные на устранение причин и условий преступлений.

Речь идет прежде всего о конечном результате предварительного расследования — о раскрытии преступлений и привлечении к ответственности виновных лиц. Проблема влияния уровня работы правоохранительных органов, в первую очередь по раскрытию преступлений, на положение с преступностью в нашей стране не получила достаточно глубокой научной проработки и теоретического осмысления.

Напротив, во многих странах она подвергается всестороннему изучению. Так, в США проводятся даже исследования по установлению зависимости эффективности работы органа полиции от профессиональных и личностных качеств его руководителя. В отношении уровня раскрытия преступлений и изобличения виновных лиц делается убедительный вывод об их прямом влиянии на активность криминогенной среды.

Чем хуже работает полиция, тем сложнее обстановка, чем лучше — тем ощутимее ее влияние на предупреждение правонарушений. Именно в этом общем плане и может наиболее рельефно проявиться профилактическая роль деятельности правоохранительных органов. Качество и результативность работы сотрудников ГАИ, оперативных работников, следователей, каждого в отдельности и всех вместе и определяет в значительной мере состояние в регионе с кражами и угонами транспортных средств.

Заметное влияние на предупреждение рассматриваемых преступлений, а также на задержание угонщиков по горячим следам может оказать дислокация постов и маршруты патрулирования милицейских нарядов. Их оптимальному использованию может служить криминологический анализ мест, откуда были угнаны автомобили, и времени совершения преступлений. Так, изучение уголовных дел показало, что в крупных городах а на них приходится абсолютное большинство угонов до двух третей угнанных транспортных средств находилось во дворах, а наиболее удобным для совершения преступлений временем являются ночные часы.

С 0 до 6 часов утра, т. Кражи и угоны явно тяготеют к весенне-летнему периоду года, что объясняется массовой эксплуатацией транспортных средств в это время, более легким доступом к ним преступников, легкостью запуска двигателя, передвижения и укрытия похищенного. Такая избирательность преступников не случайна. Новый автомобиль перспективнее присвоить и с большей выгодой можно продать целиком или по частям. И когда значительная часть приостановленных уголовных дел, по которым проходят такие автомобили, отнесена к категории угонов, то ошибочность данной квалификации представляется очевидной.

Все эти данные позволяют откорректировать направленность профилактических мероприятий, касающихся и организационного, и технического, и криминологического направлений по предупреждению краж и угонов транспортных средств. Включая меры, которые могут быть осуществлены на заводах-изготовителях. Особое внимание должно быть уделено и проверке документов, подтверждающих принадлежность автомобилей, и законность изменения владельца. Хотя распад страны, нарушение связей между органами ГАИ отдельных суверенных государств, отсутствие надежных автоматизированных учетов и ряд других обстоятельств сегодня в значительной мере затрудняют государственный контроль и учет транспортных средств.

Важные сведения криминологического характера могут быть получены по результатам изучения личности преступников, установления их типологических черт.

Разделы сайта

Эти сведения могут быть эффективно использованы для проведения оперативно-розыскных и следственных мероприятий и профилактической работы. Если основную нагрузку по розыску преступников по горячим следам и обнаружению похищенных и угнанных автомобилей по номерным знакам во время их движения или по регистрационным документам выполняют сотрудники ГАИ, то выявление угонщиков методом личного сыска в основном осуществляется сотрудниками уголовного розыска, а также участковыми инспекторами. Последним лучше других должны быть известны и места возможного сокрытия, и переоборудования автомобилей, а также сбыта их агрегатов и отдельных деталей.

Изучение личности угонщиков, произведенное по результатам переписи осужденных по ст. Об этом свидетельствует сопоставление с ними выборочных данных, полученных в последние годы. Обращает на себя внимание возраст лиц, совершивших угоны без цели хищения. При этом наибольшей активностью отмечается возрастная группа 16—летних, на которую приходится в полтора раза больше преступлений, чем на лиц в возрасте 18—24 года.

Такое положение объясняется спецификой рассматриваемых преступлений, совершаемых в основном людьми молодого возраста. Невелика среди этой группы и доля учащихся. Угон — преступление чисто мужское: О низкой нравственно-правовой характеристике угонщиков свидетельствует и то обстоятельство, что каждый четвертый из осужденных по ст. Понятно, что криминологические данные должны использоваться при проведении профилактической работы в отношении любого вида преступлений, в осуществлении превентивных мероприятий в целом.

Их особенности по отдельным преступлениям позволяют конкретизировать, сделать более целенаправленной предупредительную работу. Как видим, можно говорить о таких особенностях и применительно к кражам и угонам транспортных средств. При всей близости краж и угонов между ними, по данным криминологического анализа, можно выявить определенные различия, хотя такой анализ затруднен из-за ошибок в квалификации этих преступлений, особенно в случаях, когда ни транспортное средство, ни преступники не установлены.

Вместе с тем и по имеющимся данным можно констатировать, что кражи чаще совершаются по предварительному сговору группой лиц. По данным других исследователей, этот процент поднимается до 53, При кражах преступные группы действуют значительно чаще. Такие группы более устойчивы, ориентированы на совершение ряда преступлений. Все более частыми стали случаи, когда они занимаются кражами систематически, специализируются на них, приобретая профессиональные качества похитителей автомобилей. В их распоряжении наборы ключей и других средств проникновения в автомобиль, устройства для запуска двигателя, минуя замок зажигания и другое, необходимое для осуществления преступления оборудование.

Они имеют поддельные номерные знаки и документы, специально оборудованные места для сокрытия похищенного, изменения внешнего вида автомобиля, включая его перекраску и каналы сбыта похищенного. Выявление таких групп, в состав которых нередко входят лица, ранее уже привлекавшиеся к ответственности за угоны или кражи автомобилей, привлечение к ответственности виновных с их последующей изоляцией от общества — реальное и основное профессиональное средство предупреждения аналогичных деяний, осуществление которого прежде всего зависит от качества работы следователей и оперативных служб органов внутренних дел.

Развитие коммерческих структур и свобода рыночных отношений в продаже автомобилей и деталей к ним неимоверно усложнила эту работу. В стране в последнее время практически легализованы теневые, откровенно криминальные формы и методы, так называемой экономической деятельности. И все-таки чаще срабатывает не цепочка от установления преступника к обнаружению похищенного транспортного средства, а ее обратный вариант — сначала обнаружить транспортное средство, а затем — преступников.

Автомобиль не предмет домашнего обихода. Для его укрытия необходимо специальное, довольно большое помещение, а для перекраски, переоборудования и даже разукомплектования помимо помещения необходимы соответствующие материалы и инструменты.

Удивительно, но факт! Такая ситуация привела к сокращению рабочих мест локомотивных бригад, слесарей, осмотрщиков, ремонтников, смазчиков, автоматчиков и т. Криминологические меры противодействия преступлениям против собственности, совершаемым на объектах железнодорожного транспорта:

Наконец, нужно определенное время.


Читайте также:

  • Дети арбата краткий содержание
  • Нпф ржд благосостояние рейтинг 2017
  • Аренда земли автостоянку спб
  • Перевод в связи с сокращением штата